Напишите нам

Правовой статус агрегаторов в сети интернет

Автор:

Алексей Удалов
юрист, руководитель юридического департамента «Nobele»

Повсеместная цифровизация и электронная коммерция, как способ ведения бизнеса, вызвала необходимость внесения изменений в действующее законодательство, регулирующее правоотношения в сегменте b2с (business-to-consumer / бизнес для потребителя), где взаимодействия Сторон осуществлялись дистанционным способом.

Классическая модель продажи и реализации продукции, которую мы все знали ранее, изменяется, уступая ведущую роль интернет пространству, где эта возможность становилась более перспективной.

Популярность ведения бизнеса именно таким способом возрастает, как и объем недовольств и претензий потребителей, хотя способ реализации товаров, услуг и работ именно дистанционным способом, был всегда подконтролен Роспотребнадзору.

Основной перечень выявленных регулятором нарушений касался сроков доставки, которые не соблюдались или не осуществлялись вовсе, качественных характеристик приобретаемых товаров, услуг или работ. Это касается и возврата уже переведенных средств, внесенных в качестве предоплаты, нежеланием исполнять (отказ) уже заключенный Договор (купли-продажи, оказания услуг, выполнения работ).

Поэтому, законопроект ФЗ от 29.07.2018 года № 250-ФЗ, касающийся сферы агрегаторов, был ожидаем, содержал положения, которые изменили правоотношения сторон, когда реализация производилась посредством world wide web (всемирная паутина).

Мы постарались раскрыть основной посыл изменений, который касаются всех участников данных правоотношений, их прав и обязанностей, за исключением конкретных ситуаций потребителей, которые подлежат рассмотрению исключительно в порядке юридической консультации.

Как определить агрегатор

Предпринимательская деятельность регулируется различными нормативами правового характера. С 01.01.2019 года Закон РФ «О защите прав потребителей» (далее – «Закон») претерпел изменения и пополнился новым понятием – «владелец агрегатора информации о товарах (услугах, работах)» (далее – «владелец агрегатора»).

Это любой бизнес, зарегистрированный в установленном законом порядке, осуществляющий коммерческую деятельность и владеющий web-сайтом, функционал которого мог одновременно предложить потенциальным покупателям следующие возможности:

  • ознакомить и предложить заключить с компанией реализатором какой-либо Договор (купли-продажи, оказания услуг, выполнения работ);
  • заключить соответствующий Договор;
  • оплатить покупку, но непосредственно владельцу агрегатора, применяя безналичную форму расчета.

То есть, ключевым элементом, когда владелец web-сайта может быть отнесен к агрегатору, является наличие 3 вышеуказанных функций. Только в этом случае можно будет говорить о применении этих нововведений.

В иных обстоятельствах, правоотношения сторон будут квалифицироваться, а равно разрешаться в обычном порядке, руководствуясь главами 1, 2 и 3 Закона РФ «О защите прав потребителей», в посредством судебного органа, самостоятельно, или используя услугу представительства в суде.

Что с остальными площадками

Рынок таких сервисов разнообразен, но, несмотря на разные названия (основные представлены ниже), суть этих площадок идентична, но с различным предназначением, а именно:

  • marketplace (маркетплейс) является платформой для электронной коммерции, где бизнес размещает информацию о своей продукции (услугах, работе);
  • aggregatio (агрегатор) является аналогичной платформой, но собирает на просторах world wide web (всемирной паутины) исключительные предложения компаний, их адреса и иные данные, позволяющие потенциальному потребителю выявить наиболее выгодные условия для покупки (цена, отзывы и т.п.).

Эти площадки могут и не осуществлять действия по приему оплаты в пользу третьих лиц, но при наличии данной функции, они сразу же будут подпадать под действия законодательства «об агрегаторах».

Типичные примеры

Самым узнаваемым агрегатором в интернет пространстве был «Яндекс.Маркет», функционал которого предлагал именно описанный законодателем принцип:

  • бизнес размещал на его площадке различные коммерческие предложения;
  • знакомил потребителя с необходимой информацией;
  • принимал оплату от покупателя;
  • переводил финансовые средства конкретному продавцу;
  • продавец передавал покупателю товар, оказывал услугу или выполнял определенные работы.

С введением данного закона, «Яндекс.Маркет» отказался от такого принципа взаимодействия, исключив возможность приема оплаты непосредственно в свою пользу, оставив только активные ссылки на web-сайт предпринимателя, где покупатель и производил оплату приобретаемого.

В настоящее время, рынок таких сервисов не уменьшился, продолжают действовать такие сервисы, как, «Яндекс.Такси», «booking.com» и иные.

Что можно требовать и кого призвать к ответу

Во-первых, это компенсация убытков, причиненных ввиду ненадлежащего информирования покупателя. Их полный перечень приведен в п.п. 1.1-1.3 ст. 9 Закона (освещать не будем). За это ответственен непосредственно владелец агрегатора.

* невозможность призвать его к ответу возникнет, когда владельцем ресурса не вносились изменения, и не искажалась изначально предоставленная информация о реализуемом продукте и предложение к заключению Договора, которую предоставил непосредственный продавец (исполнитель).

Во-вторых, это обязательств по Договору, связанные с ненадлежащим исполнением, качеством (п. 2.1 ст. 12 Закона) или обменом продукции непродовольственного назначения. Ответственность лежит на исполнителе или продавце.

В-третьих, это нежелание продолжать дальнейшее сотрудничество, посредством предъявления требований о возврате финансовых средств, которые были уплачены в качестве предоплаты.

Ответственность владельца агрегатора возможна при одновременном соблюдении 3 условий:

  • нарушение обязательных сроков (доставки, оказания услуг или выполнения работ), поименованных в законе или в соглашении между агрегатором и компанией реализатором;
  • наличие направленного предпринимателю заявления (уведомления) об отказе дальнейшего исполнения, ввиду указанных выше обстоятельств;
  • наличие сведений об отказе от Договора с компанией реализатором, которые адресуются (направляются) владельцу агрегатора.

* 10 дней – предельный период перечисления (возврата) финансовых средств.

* уведомление о нежелании исполнять Договор может быть адресовано и владельцу агрегатора, если иной порядок не утвержден ими.

* невозможность призвания к ответу возникнет, когда наличествует факт передачи (оказания, выполнения) оплаченного, а доказательство этому передано потребителю именно владельцем агрегатора, в срок, не превышающий 10 дней (календарных) дней со дня получения им такого уведомления об отказе. В случае спора, покупатель вправе инициировать судебный процесс по данной ситуации.

В-четвертых, это возмещение вреда, который мог быть причинен собственности (жизни / здоровью) покупателя, в том числе, объектам природного характера (насаждения, земля и т.п.), но при условии не доведения до покупателя соответствующей информации. Бремя ответственности определяется из фактических обстоятельств дела.

Итог

Будут ли работать эти нововведения, покажет только время, практика таких споров еще не сформировалась. Но необходимость в установлении правил, требований и мер ответственности, был явно необходим.

Напоминаем, что представленная информация носит исключительно ознакомительный характер и не является юридической консультацией или заключением, поскольку любое применение законодательства требует тщательного и детального изучения.

Если представленная информация вызвала дополнительные вопросы, в том числе, о перечне, объеме и стоимости услуг, комментарии к ним можно получить в чате на нашем web-сайте, по телефону +7 (495) 741-84-78 или адресу электронной почты info@nobele.ru.

Источники:

Начните работать
с нами