Обязанность прохождения досудебного порядка урегулирования спора (направление претензии) по данной категории дел, достаточно дискуссионная тема.
Одна часть юридического сообщества полагает о необходимости подготовки и отправки претензии в адрес продавца (изготовителя, исполнителя), как действию, предшествующему обращению в судебный орган, другая же, об отсутствии таковой обязанности, поскольку эти нормы в действующем законодательстве отсутствуют.
Поэтому, при возникновении таких дел, ввиду отсутствия информации о последствиях предпринимаемых процессуальных действий, у гражданина возникает вопрос относительно необходимости направления претензии или отсутствия таковой.
Вместе с тем, занимаемые сторонами позиции по-своему верны, но зависят от того, что преследует каждый клиент при решении обратиться в судебный орган, поэтому мы акцентируем внимание на последствиях направления или не направления в адрес продавца (изготовителя, исполнителя) соответствующего письма при возникновении различного рода претензий.
Законодательство РФ, регулирующее правоотношения в области предпринимательской деятельности, где конечным клиентом является гражданин, содержит исчерпывающий перечень требований, которые может предъявить потребитель товаров, работ или услуг, изложены в разделах II и III Закона РФ «О защите прав потребителей». Наша обширная судебная практика сводится к тому, что основное количество дел вытекают из:
Вместе с тем, наличие противоречий между клиентом, с одной стороны, и лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, с другой стороны, порождает необходимость разрешения возникших между ними противоречий, посредством направления в адрес последнего соответствующей рекламации с указанием законных требований участника договорных правоотношений.
Положения законодательства о защите прав потребителей не содержат прямого указания на безусловную обязанность направления в адрес продавца (изготовителя, исполнителя) соответствующей претензии при выявлении нарушений права клиента.
То есть, пользователь товаров, работ, услуг, при обнаружении соответствующих недостатков, может по своему выбору незамедлительно обратиться:
Таким образом, законодатель дает право выбора урегулировать возникшие разногласия, посредством досудебного порядка урегулирования или же непосредственно в суде.
Как указано выше, защита своих интересов, может осуществляться по двум направлениями:
Закон РФ «О защите прав потребителей» устанавливает меры ответственности при отказе в удовлетворении обоснованно заявленных требований клиента, в виде:
Таким образом, существенным условием являются указанные выше финансовые санкции, размер которых, в случае удовлетворения исковых требований истца, взыскиваются с ответчика.
То есть, с одной стороны, не обращение к лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность с досудебной рекламацией, не лишает истца права на обращение непосредственно в суд с соответствующими требованиями.
С другой стороны, не обращаясь по вопросу добровольного урегулирования спора, истец (выгодоприобретатель) лишает себя возможности при предъявлении иска взыскать санкции, предусмотренные Законом о защите прав потребителей, в том числе, неустойку и штраф.
Напоминаем, что представленная информация носит исключительно ознакомительный характер и не является юридической консультацией или заключением, поскольку любое применение законодательства требует тщательного и детального изучения.
В случае возникновения вопросов обращайтесь по телефону +7 (495) 741-84-78, адресу электронной почты info@nobele.ru или по указанной ниже форме обратной связи.
Юридическая компания «Nobele».