Ниже представлены наиболее часто встречающиеся ответы на вопросы обращающихся к нам граждан в области автострахования КАСКО.
Напоминаем, что представленная информация носит исключительно ознакомительный характер и не является юридической консультацией или заключением, поскольку любое применение законодательства требует тщательного и детального изучения.
В случае возникновения вопросов обращайтесь по телефону: +7 (495) 741-84-78, email: info@nobele.ru или по указанной ниже форме обратной связи.
Отдельного законодательного акта по КАСКО не существует.
Отдельного законодательного акта, регулирующего взаимоотношения страховщика и страхователя при заключении между ними договора комплексного страхования транспортных средств (КАСКО) не существует.
На данные правоотношения распространяются положения Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ», положения ГК РФ о страховании (глава 48 ГК РФ), положения о договоре и его свободе (глава 27 ГК РФ), положения правил страхования, которые должны быть изучены до момента подписания договора страхования, а также многие другие акты законодательного характера.
Таким образом, закон о КАСКО – это «конгломерат» правовых актов, которыми следует руководствоваться при возникновении каких-либо ситуаций в области добровольного страхования автотранспортных средств и не только.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ по КАСКО, по своей сути, не является нормативным актом, который в обязательном порядке подлежит исполнению.
Это разъяснения для судов нижестоящих инстанций, в случаях, если у них возникают противоречия при толковании положений закона.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 года № 20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан» дает, в том числе, некоторые разъяснения спорных ситуаций по КАСКО.
Этот документ располагается на официальном сайте ВС РФ или же на соответствующих ресурсах правового характера.
Вместе с тем, руководствоваться лишь этим ненормативно-правовым актом при разрешении спора, не уместно, только для уяснения особо значимых фактов.
ОСАГО - обязательное страхование, КАСКО - дополнительные страховые меры.
Разница КАСКО и ОСАГО для большинства очевидна. Но те, кто никогда не сталкивался со страхованием своей ответственности, сообщаем следующее.
В соответствии с ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» управление транспортным средством должно сопровождаться страхованием своей ответственности, вне зависимости от марки и года выпуска транспортного средства (ОСАГО).
То есть, приобретение автомобиля обуславливается обязательным страхованием своей гражданской ответственности, посредством приобретения соответствующего полиса в страховой компании.
Таким образом, в случае наличия вины в дорожно-транспортном происшествии, все последующие имущественные выплаты потерпевшим (ущерб, вред здоровью, жизни и т.п.), должны быть произведены страховщиком (страховой компанией) в пределах сумм, установленных действующим законодательством (ст. 19 указанного ФЗ).
В противном случае, при отсутствии соответствующего полиса, имущественная ответственность перед потерпевшим, возлагается на лицо, являющееся виновником ДТП.
Кроме того, при выявлении факта управления транспортным средством без наличия полиса обязательного страхования гражданской ответственности, Кодексом РФ «Об административном правонарушении» предусмотрено наказание, в виде предупреждения или наложения штрафа в размере 500 рублей (ч. 2 ст. 12.3).
Также отмечаем, что виновнику в ДТП, действующее законодательство не предусматривает возмещение какого-либо ущерба, даже при наличии соответствующего полиса, только потерпевшему.
В отличие от ОСАГО, КАСКО не является обязательным условием и представляет собой дополнительные страховые меры, направленные на добровольное страхование транспортного средства (ст. 929 ГК РФ). По практике это является угон и ущерб. В договор страхования могут быть включены иные условия страхования, по согласованию страхователя и страховщика.
Обязательное страхование по системе КАСКО возложено только лишь на владельцев транспортных средств, приобретших их в кредит.
В остальном, условия страхования изложены в соответствующих правилах страховых компаний.
Все зависит от необходимости и финансовой возможности.
Нужно ли КАСКО и стоит ли его делать, зависит от многих факторов. Поэтому, склонять «к» подписанию или отговаривать «от» подписания договора добровольного страхования мы не будем. Все зависит от необходимости и финансовой возможности.
К плюсам можно отнести возможность получения страхового возмещения при угоне и полной конструктивной гибели транспортного средства, даже в случае наличия вины в совершенном ДТП.
К минусам можно отнести размер страховой премии, уплачиваемой в качестве цены полиса добровольного страхования, а также к периодическим отказам страховщика произвести соответствующее возмещение в пользу страховщика.
Как мы пояснили ранее, обязательное условие приобретения КАСКО необходимо в случае покупки автотранспортного средства с использованием кредитных средств.
Следует пройти досудебный порядок урегулирования спора и только потом обращаться в судебные органы.
Согласно действующему законодательству (ст. 943 ГК РФ), договор добровольного страхования заключается на основании действующих у страховщика правил.
То есть, заключив соответствующий договор, страхователь подпадает под действия правил страхования и руководствуется ими в случае наступления страхового случая.
Если вышеупомянутыми правилами предусмотрена денежная компенсация возмещения ущерба, то они должны быть выплачены в порядке и сроки, установленные правилами страхования.
Зачастую возникают ситуации, связанные с тем, что «страховая не платит по КАСКО» или «отказали в выплате по КАСКО».
Объективно оценить ситуация возможно вникнув в суть дела. Действия страховщика могут развиваться в двух направления. Первым – является банальное затягивание или же нежелание выплачивать материальное возмещение. Вторым же – отказ возместить страховое возмещение может быть связан с нарушением условий правил страхования, а также действующие нормативы в области ПДД РФ и т.п.
Вне зависимости от развития событий, если нарушен срок соответствующих выплат, следует пройти досудебный порядок урегулирования спора и только потом обращаться в судебные органы с требованием о взыскании страховой выплаты.
Порядок обращения, сроки и требования зависят от многих факторов, непосредственным образом влияющих на удовлетворение требований.
Выплаты в связи с отзывом лицензии, никто не отменял.
Отзыв лицензии у страховой компании, где у страхователя имеется действующий полис КАСКО, не редкость.
По своей сути, отзыв лицензии прекращает деятельность страховщика. То есть, с момента отзыва лицензии, им не могут осуществляться действия, направленные на заключение новых договор добровольного страхования (КАСКО).
Вместе с тем, обязательства (ст.ст. 309, 310 ГК РФ) по выплате страхового возмещения, а также выплат в связи с досрочным расторжением договора КАСКО, никто не отменял.
При этом, крайний срок выплат соответствующих сумм, возможен только лишь до истечения 6 месяцев с момента вступления в силу соответствующего решения об отзыве лицензии (п. 5 ст. 32.8 Закона № 4015-1).
В любом случае, этот вопрос не прост, требует детального анализа и оценки ситуации в целом.
Обращаться в страховую с претензией, а в случае ее неудовлетворения – в судебные органы.
Правила добровольного страхования автотранспортных средств по КАСКО предполагает такой вид компенсации, как ремонт транспортного средства в СТОА страховщика.
Как и денежная компенсация, ремонт по КАСКО, предполагает экономию средств, направленных на восстановление транспортного средства по качествам используемых материалов и т.п.
Соответственно, при выявлении фактов некачественного ремонта по КАСКО, следует обращаться в страховую компанию с соответствующей претензией, а в случае ее неудовлетворения – в судебные органы, за взысканием ущерба (ст. 15 ГК РФ).
Выход прост – обращение в суд.
Ситуации, связанные с затягиванием ремонта по КАСКО, встречаются достаточно часто. Этому могут быть разные причины – нет предоплаты от страховщика в пользу СТОА, задержка направления на ремонт в СТОА и т.п.
Выход из сложившейся ситуации достаточно прост – обращение в суд с требованием о возмещении денежной компенсации.
Но для правильного определения обстоятельств, которые будут иметь существенное значение в рассматриваемом деле, нужно руководствоваться положениями правил страхования о проведении ремонта на СТОА страховщика, а также теми действиями, которые были предприняты сторонами в период возникших разногласий (обращения, жалобы и т.п.).
Можно в любой момент, но до окончания срока действия полиса.
Договор добровольного страхования имущества граждан, в том числе – транспортных средств, застрахованных по системе КАСКО можно расторгнуть в любой момент, но до окончания срока действия соответствующего полиса.
В противном случае, расторжение договора является нецелесообразным действием, ввиду отсутствия экономической составляющей.
Для этого потребуется подать в адрес страховщика (страховой компании) соответствующее заявление о расторжении договора страхования и выплате денежных средств.
Страховщик же в свою очередь должен произвести расчет соответствующих выплат в соответствии с правилами страхования (за неиспользованный период действия договора).
В случае несогласия или отказа произвести соответствующие выплаты, страхователь вправе на обращения в судебные органы для защиты своих нарушенных прав.
На законодательном уровне этот срок не установлен.
Исходя из сложившей практики, урегулирование убытков страхователя, осуществляется на основании правил страхования, утвержденных объединением страховщиков или страховщиком (ст. 943 ГК РФ).
Соответственно, если правилами страхования предусмотрена денежная компенсация в качестве страхового возмещения на производство ремонта, то сроки выплат этих средств предусмотрены именно в правилах страхования.
Таким образом, на законодательном уровне этот срок не установлен, только лишь в имеющихся правилах.
По практике, таковой срок составляет не более 30 дней с момента уведомления страховщика о страховом событии.