Адрес «ЮК Nobele»: г. Москва, Нижняя Сыромятническая, 10, стр. 2 (ARTPLAY), Метро Курская
Главная » Статьи » Разграничение ответственности туроператора и агента

Разграничение ответственности туроператора и агента

Проблема разграничения ответственности туроператора и турагента, является достаточно частым явлением, возникает у потенциального потребителя при установлении им обстоятельств, повлекших негативные последствия для него в период – до заключения соответствующего договора или же в ходе его исполнения.

Несомненно, выбор исполнителя услуг в области туризма и гостеприимства остается на усмотрение потенциального потребителя, но в конкретном случае, мы затрагиваем выбор потребителя, который пал именно на туроператоров или турагентов, пределы их ответственности и разграничений при возникновении конфликтных ситуаций.

Различия в правах

Деятельность предпринимателей в туристической деятельности регулируется ФЗ «Об основах туристской деятельности», Законом РФ «О защите прав потребителей», отдельными главами ГК РФ и иными нормативными актами.

Нормативно правовые акты определяют туроператора как юридическое лицо, которое осуществляет полный комплекс услуг, включающий формирование, продвижение и реализацию турпродукта.

Турагентом же является юридическое лицо и/или индивидуальный предприниматель, который только продвигает и реализует турпродукт, действуя от своего имени или туроператора.

Соответственно, полномочия этих лиц недвусмысленно разграничены законодателем, то есть распределены между сторонами:

  • турагент вправе только лишь продавать туристский продукт;
  • туроператор же, помимо указанных выше действий, формирует его, то есть компонует  в цельный продукт (бронирует гостиницу, приобретает услуги перевозки, экскурсии и т.п.).

Вместе с тем, приобретение тура гражданином возможно непосредственно у туроператора, так и у турагента, который заключил с ним соответствующий агентский договор.

Ответственность туроператора

Как следует из норм права и сложившейся судебной практики, если тур был приобретен непосредственно у туроператора, то ответственность за всевозможные неурядицы возлагается непосредственно туроператора, а также за действия 3-х лиц, которые являлись участниками формировании путевки (гостиницы, отели, перевозчики, экскурсоводы и т.п.).

Данная позиция согласуется с разъяснениями, установленным п. 50 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17, неукоснительно применяется судом при рассмотрении таких споров с туристическими компаниями.

Ответственность турагента

Как указывалось выше, цель турагента обусловлена продажей туров, сформированных в соответствующей заявке и переданной туроператору для исполнения, но вышеупомянутое постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 17 также регламентировано, что за «ошибки» турагента, повлекшие ненадлежащее качество услуг, несет также туроператор.

Соответственно, законодатель устанавливает, что, во всяком случае, туроператор ответственен за действия турагента.

Сложности

Несмотря на то, что ответственность сторон законодательно определена, дела, связанные с определением виновной стороны при оказании услуг ненадлежащего качества, возникают с постоянной регулярностью и периодичностью, достаточно сложны, по нашему мнению неоднозначны и противоречивы.

Встает закономерный вопрос, где эта грань, определяющая пределы ответственности указанных лиц, когда стороны перекладывают ее друг на друга.

По нашему мнению, изначально необходимо разобрать, что такое туристский продукт. Определение этому приведено в ст. 1 ФЗ № 132-ФЗ, согласно которому – это перечень услуг (перевозка и размещение) оказываемых за общую цену. При этом, это не зависит от того, включены ли в эту стоимость экскурсионное обслуживание и иные услуги.

Исходя из ст. 9 вышеуказанного ФЗ 132-ФЗ, туроператор ответственен перед туристом по обязательствам, установленным договором о продаже тура с турагентом, заключенный от своего имени или туоператора.

Из этого следует, что туроператор ответственен за турагента, когда услуги входят в туристский продукт, которые, как правило, указываются в заявке на бронирование тура.

То есть, обязательства туроператора возникают с момента, когда ему переведена оплата по договору, заключенному между турагентом и туристом, и он приступил к исполнению его условий.

Обязательства, а равно ответственность турагента начинается с момента первого контакта с клиентом и до заключения соответствующего договора по приобретению тура.

Важно учитывать, что этот период сопряжен с исполнением обязательств по информированию потенциального туриста об особенностях того или иного тура, в том числе, о визовом режиме, правилах пребывания, въезда и выезда в страну временного пребывания и иной, перечисленной в ст.ст. 10, 10.1 ФЗ № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» информации.

Таким образом, если ненадлежащее исполнение обязательств было по причине непредставления информации, то отвечать перед клиентом должен турагент, в остальных случаях, исключительно туроператор.

Это связано с тем, что турагент может предоставлять услуги самостоятельно, например, оформление визы, то есть минуя туроператора.

Поэтому, туроператор и турагент ответственны, как друг перед другом, так и перед туристом и (или) иным заказчиком, самостоятельно отвечая перед клиентом или иным заказчиком (ст. 9 вышеуказанного ФЗ).

Наша практика

Наши юристы по ЗПП принимали участие в подобном гражданском деле, с котором можно ознакомиться по данной ссылке, когда турагент не проинформировал туриста перед заключением договора о том, что ему, как гражданину Белоруссии, необходима виза для посещения Тайланда.

Несмотря на то, что вина турагента была очевидна – он не предоставил соответствующей информации до формирования тура, суд счел, что вся информация была предоставлена, к ответу должен быть призван туроператор. С данными выводами не согласился Московский областной суд.

Напоминаем, что представленная информация носит исключительно ознакомительный характер и не является юридической консультацией или заключением, поскольку любое применение законодательства требует тщательного и детального изучения.

В случае возникновения вопросов обращайтесь по телефону +7 (495) 741-84-78, адресу электронной почты info@nobele.ru или по указанной ниже форме обратной связи.


Возникли вопросы по нашим услугам, ценообразованию или нужна правовая оценка ситуации?

Узнавайте по телефону +7 (495) 741-84-78 или заполнив форму обратной связи.



Приложить файлы (не обязательно)

Заполняя заявку и нажимая кнопку «отправить», вы соглашаетесь с условиями соглашения на обработку персональных данных.

Оказываем юридические услуги по ЗПП: