Напишите нам

Непредставление информации о туристком продукте

Автор:

Алексей Удалов
юрист, руководитель юридического департамента «Nobele»

В современном мире, информация, получаемая из разных источников, является одной и важной составляющей, используя которую можно сделать определенные выводы, принять какое-либо решение и сделать осознанный выбор.

Предварительный выбор туристского продукта осуществляется на основании рекламного предложения, которое содержит основные характеристики, в том числе, о стоимости, регионе посещения и сроках предполагаемого путешествия.

Иные данные и важные нюансы, при наличии которых, потенциальный турист приобретает ту или иную путевку, предоставляются в момент подписания соответствующего Договора или в ходе его исполнения.

Казалось бы, получаемые данные являются критерием выбора предстоящего отдыха, должны исследоваться потенциальным туристом с той долей осторожности и осмотрительности, которая необходима для приобретения долгожданного тура, однако, они, в лучшем случае, изучаются поверхностно.

Такой подход потребителя облегчает работу турагентам и туроператорам, которые лишь упоминают в тексте Договора положения, свидетельствующие о получении туристом перечня необходимых материалов, тем самым слагая с себя ответственность в случае возникновения претензий.

Поэтому, в настоящее время возникает достаточно много вопросов относительно процесса предоставления потенциальному клиенту исходных данных, необходимых для целей его беспроблемного отдыха за рубежом.

В конце мы еще раз обратим внимание на одно из дел, которое было рассмотрено с нашим участием, когда недоведение сведений о путешествии повлекло невозможность посещения туристом страны пребывания и депортацию с дальнейшим запретом на въезд на определенное количество времени.

Способы ее донесения

В ранее опубликованной статье мы рассмотрели вопрос разграничения ответственности между туроператором и турагентом, которую можно использовать в качестве базовых знаний при определении ответственного лица в случае возникновении конфликтной ситуации.

Действующее законодательство РФ не предусматривает определенного механизма доведения сведений до потенциального клиента при его обращении за туристским продуктом.

Необходимо помнить, что турагент или туроператор являются юридическими лицами, главной целью которых является извлечение прибыли, обязанность по обеспечению путешественника соответствующими сведениями хоть и обязательна, но может игнорироваться, исполняться формально или же не исполняться вовсе.

Нормы ст. 10 Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1, п. 7 ПП РФ от 18.07.2007 года № 452, ст. 10 ФЗ от 24.11.1996 года № 132-ФЗ отсылают нас к тому, что перечисленные в них данные должны предоставляться не противоречащим нормам права способом, но наглядно и доступно.

Эти способы донесения материалов очевидны, но с учетом появления новых технологических достижений, могут предоставляться следующим образом:

  • письменно;
  • по электронной почте;
  • размещением на web-сайте турагента или туроператора;
  • посредством передачи буклетов, брошюр, каталогов, справочников;
  • через информационные стенды;
  • в ином порядке.

Ключевым нюансом является то, чтобы этот факт подтверждался письменным доказательством (ст. 55 ГПК РФ), в случае возникновения претензий, которых, как правило, не мало.

Таким образом, конкретный способ доведения данных должен быть указан в соответствующем Договоре, который заключается между его сторонами (путешественник / турагент или туроператор).

Нередко, соглашение между туристом и компанией, осуществляющей услуги в области внутреннего и/или выездного туризма, предусматривают возможность устного предоставления данных сведений, посредством телефонной и иной связи.

Таким образом, все необходимые сведения должны доводиться до подписания или в ходе исполнения Договора, если таковой уже подписан.

Настоятельно рекомендуем обращать на эти условия особое внимание, поскольку возникающие конфликты будут иметь отсылку на условия заключенного соглашения, который будет содержать сведения о получении всех необходимых сведений в целях надлежащего его исполнения.

Обязательный перечень материалов, подлежащих доведению до потребителя

Он достаточно обширен, наиболее полно изложен в абз. 17 п. 17, разделе III ПП РФ от 18.07.2007 года № 452, ст. 6 ФЗ от 24.11.1996 года № 132-ФЗ и ст.ст 9, 10 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1.

Они доступны и открыты, с ними можно ознакомиться на профильном интернет ресурсе, содержащем указанные выше законодательные акты.

Таким образом, передаваемые материалы должны относиться исключительно к самому туристскому продукту, а также оказываемые в его рамках иные услуги (трансфер, страхование и т.п.).

В случае затруднений в получении данных сведений, можно обратиться к нам с соответствующим запросом, который мы не оставим без внимания.

Последствия для туриста вследствие недополучения информации

Они очевидны, могут быть связаны с невозможностью осуществления туристической поездки, а если таковая и была осуществлена, то с существенными недостатками.

Необходимо устанавливать вину, вне зависимости от того, кем именно была допущена такая халатность, которая повлекла такие последствия – потребителем или турагентом / туроператором.

В этом случае мы также обращаем внимание на ранее анонсированную статью о разграничении ответственности между туроператором и турагентом.

Последствия турагента / туроператора при непредставлении информации

Ответственность, при установлении фактов нарушения прав потребителей, как правило, выражается в денежном требовании, связана с:

  • возмещением убытков (абз. 7 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О защите прав потребителей»;
  • безвозмездным устранение недостатков, уменьшение цены оказанной услуги или возмещение самостоятельно понесенных расходов (п. 1 ст. 27 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Эти суммы могут быть выплачены в пользу туриста при безоговорочном признании вины, что происходит достаточно редко.

При удовлетворении же судом заявленных выше требований, с виновного лица могут быть взысканы:

  • неустойка, размер которой предусмотрен ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» (3 % от взыскиваемой суммы за каждый день просрочки);
  • компенсация морального вреда (ст. 151 ГК РФ);
  • 50 % штраф в пользу потребителя от удовлетворенной судом суммы, включая моральный вред (п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»)

Несмотря на внушительные суммы, подлежащие выплате в пользу потребителя, наличие оснований для обращения в судебный орган должны устанавливаться в каждом конкретном случае.

Основные споры, вытекающие из непредставления информации при оказании туристских услуг

Судебная практика выделяет основной перечень споров, по которым турист обращается в судебные органы для защиты своего нарушенного права, вследствие полного или частичного непредставления сведений о:

  • необходимости получения визы;
  • документах, необходимых осуществления тура;
  • условиях размещения;
  • авиабилетах и времени рейса;
  • отказом в выдаче визы (устанавливаются основания и причины);
  • в иных случаях

Все иные споры, вытекающие из положений о ненадлежащем предоставлении информации, устанавливаются индивидуально, в зависимости от фактических обстоятельствах дела.

Кейс

Здесь можно ознакомиться с одним из наших дел, где халатность и недальновидность турагента привела к невозможности осуществления туристической путевки, депортации и запрету на въезд в страну посещения.

Выводы

Изложенное нами дает понять, что информация является существенным фактором при заключении, исполнении и изменении договорных правоотношений сторон, может сыграть как положительную, так и отрицательную роль при возникновении конфликтных ситуаций.

Напоминаем, что представленная информация носит исключительно ознакомительный характер и не является юридической консультацией или заключением, поскольку любое применение законодательства требует тщательного и детального изучения.

Если представленная информация вызвала дополнительные вопросы, в том числе, о перечне, объеме и стоимости услуг, комментарии к ним можно получить в чате на нашем web-сайте, по телефону +7 (495) 741-84-78 или адресу электронной почты info@nobele.ru.

Источники:

Начните работать
с нами