Напишите нам

Международный туризм при коронавирусной пандемии

Автор:

Алексей Удалов
юрист, руководитель юридического департамента «Nobele»

Вопросы отмены приобретенных путевок, вызванные пандемией коронавируса, является наиболее актуальной проблемой последних месяцев, как для туристов, так и для игроков туристической отрасли.

Настоящая статья направлена на возможность реализации прав потребителя и его действиях, связанных с истребованием (возвратом) денежных средств за тур, предъявления таких требований и иных не менее важных нюансов, которые позволяют оценить возврат денег за тур из-за коронавируса.

Внимание, только внимание

Прежде, чем перейти к ознакомлению с изложенными ниже сведениями, просим ознакомиться с  имеющимся договором, что позволит наиболее полно определить все его существенные условия, права и обязанности, связанными именно с расторжением договора о реализации туристского продукта.

Это вызвано тем, что универсальных действий в сложившихся обстоятельствах нет, и не будет, каждый конкретный договор и ситуация, будут рассматриваться как отдельно взятое событие, со своими особенностями и нюансами, которые могут сыграть существенную роль при разрешении споров с туристическими компаниями.

Вопросы по действию (бездействию) туроператора (турагента)? Обращайтесь в чат на нашем web-сайте, по телефону +7 (495) 741-84-78, заполнив форму обратной связи или по адресу электронной почты info@nobele.ru

Особое внимание необходимо уделить издаваемым органами государственной власти нормативно правовым актам, включая распоряжениям и сообщениям Правительства РФ, Ростуризма, Росавиации, МИДа и Роспотребнадзора.

На дату опубликования настоящей статьи, ФЗ от 01.04.2020 года № 98-ФЗ были внесены изменения в ФЗ от 24.11.1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», касающиеся финансовых отношений туриста и туроператора (турагента) при введении иностранным государством ограничительных мер по въезду туристов.

Руководствуясь указанными выше изменениями, Распоряжением Правительства РФ от 4 апреля 2020 года № 898-р было предписано возвратить потребителям финансовые средства, уплаченные ими за туристский продукт, когда путешествие планировалось – с начала действия ограничений и до 01.06.2020 года.

Как вернуть деньги за тур из-за коронавирусной пандемии

Действующее законодательство (ст.ст. 3.1, 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ») предполагает возможность участников соглашения (турист, туроператор или турагент) предпринять действия направленные на расторжение и / или изменение существующего договора.

Основанием для такого обращения могут выступать события, вызванные сложной эпидемиологической ситуацией в мире, которые свидетельствуют об угрозе жизни туриста и / или его здоровья, возможности причинения вреда потребителю и его имуществу.

Эти события подтверждаются, как правило, решениями, сообщениями и / или рекомендациями соответствующих органов власти, как-то – Правительства РФ, Ростуризма, Росавиации, МИДа и Роспотребнадзора, которые используются при оказании услуг по представительству в суде.

  • последние недели показывают, что туроператор (турагент) прибегает к мерам, которые направлены не на возврат уплаченных туристами денежных средств, а на поиск «лазеек», связанных с перебронированием туров на следующие периоды, оставлением финансовых средств на «депозите» или «заморозке».

С одной стороны, действия туроператора (турагента) законны с точки зрения ст. 14 указанного ФЗ и ст. 451 ГК РФ, позволяют указанным лицам инициировать процедуру изменения направления путешествия и / или периодов путешествия, оставления предоплаты авансом и иных мер, связанных с изменением договорных правоотношений.

С другой стороны, понуждение туриста к подписанию каких-либо соглашений недопустимо, только при его добровольном согласии, соблюдая действующее законодательство и условия договора.

  • законность  просьбы о расторжении договора о реализации тура несомненна, обосновывается существенным изменением обстоятельств, из которых исходили участники при его заключении (ст. 451 ГК РФ).

В рамках рассматриваемой ситуации, к изменению обстоятельств, которое повлияло на невозможность совершения потребителем туристической поездки (ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»), нужно относить коронавирусную пандемию «COVID-19», как независящее от сторон событие.

Разногласия же сторон договора могут подвигнуть потребителя к инициации судебного производства и спровоцировать обращение за юридическими услугами по защите прав потребителей в специализированные на данных спорах компании.

Кому предъявлять требование

Как правило, о расторжении должно быть заявлено туроператору или турагенту, в зависимости от того, с кем именно был заключен соответствующий договор, выражаться исключительно в письменном виде.

Но ответственность по неисполненному обязательству несет непосредственно туроператор (п. 50 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17), который формировал турпродукт.

Кроме того, следует обратить внимание на наличие страховых правоотношений в рамках заключенного договора о реализации турпродукта, с целью установления страховых событий, при наступлении которых покрывается страховщиком (невыезд).

Действия потребителя

Составить претензию о расторжении договора и возврате уплаченной суммы за несостоявшийся тур, вызванный пандемией «COVID-19», и направить ее в адрес туроператора или турагента, посредством АО «Почта России» или самостоятельно.

Рассмотрение заявленных туристом требований осуществляется в течение 10-й срок с момента ее получения лицом, которому она адресована.

Сложность в определении виновного лица? Обращайтесь в чат на нашем web-сайте, по телефону +7 (495) 741-84-78, заполнив форму обратной связи или по адресу электронной почты info@nobele.ru

По истечении указанного срока, потребитель вправе инициировать судебное производство по взысканию уплаченной суммы за тур, составив исковое заявление в суд, в порядке, установленном ст.ст. 131, 132 ГПК РФ.

Что можно требовать

Во-первых, истребовать финансовые средства, уплаченные за несостоявшуюся поездку, вследствие пандемии коронавируса.

Во-вторых, в зависимости от ситуации, истребовать неустойку и штраф, как санкции за нарушение сроков удовлетворения заявленных требований, а также, компенсацию морального вреда и иные убытки, которые станут камнем преткновения при разрешении данных споров.

Действия турфирмы могут быть направлены, как на оспаривание основной суммы долга по договору (полностью / частично), обосновывая это фактическими расходами (оплата авиабилетов, проживание в отеле и т.п.), так и начисленных неустоек, штрафов и компенсации морального вреда.

Кроме того, будет упоминаться форс-мажор, который повлиял на невозможность исполнения обязательства вследствие наступления событий непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ст. 401 ГК РФ).

Доказанность данных фактов приведет к невозможности истребования у турфирм именно неустоек, штрафов, дополнительных убытков, которые возникли у туриста, а также компенсацию морального вреда, только цену тура. 

Приведенные нюансы требуют детального изучения и анализа, рассматриваются в ходе юридической консультации по защите прав потребителей.

Выводы

Законность и обоснованность требований туриста в сложившейся ситуации безусловна, но будет являться предметом рассмотрения в суде общей юрисдикции, с учетом требований и возражений сторон спора.

Напоминаем, что представленная информация носит исключительно ознакомительный характер и не является юридической консультацией или заключением, поскольку любое применение законодательства требует тщательного и детального изучения.

Если представленная информация вызвала дополнительные вопросы, в том числе, о перечне, объеме и стоимости услуг, комментарии к ним можно получить в чате на нашем web-сайте, заполнив форму обратной связи, по телефону +7 (495) 741-84-78 или адресу электронной почты info@nobele.ru.

Источники:

Начните работать
с нами