Напишите нам

Условия договора ущемляющие права потребителей

Автор:

Алексей Удалов
юрист, руководитель юридического департамента «Nobele»

Реализация товаров, работ и услуг в сегменте «b2c» всегда предполагает возникновение различного рода рисков, которые предприниматель пытается избежать, включая в Договор условия, заведомо невыгодные для потребителя, тем самым облегчая свою ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств (полное / частичное) и т.п.

Рано или поздно, такие положения будут выявлены самим клиентом или административным органом, регулирующим правоотношения между потребителем и продавцом (исполнителем, изготовителем, импортером, уполномоченной организацией (индивидуальным предпринимателям), владельцем агрегаторов (web-сайтов)).

Помимо административной и финансовой ответственности, компания может понести репутационные и имиджевые риски, связанные с размещением различного рода материалов в средствах массовой информации и т.п.

Устранение таких рисков необходимо на стадии согласования документооборота или в процессе ведения деятельности с непосредственным участием руководителя, штатного или внешнего юриста.

В данном обзоре мы привели часть основных условий Договора, которые законодатель относит к нарушениям прав потребителя.

Какие это условия

Включая в Соглашение такие положения, руководитель компании, интуитивно руководствуясь внутренним убеждением и положениями ст. 421 ГК РФ о свободе положений, действуют по принципу «как согласовали, так и должен исполняться», забывая о невозможности их изменения, когда они предписаны законом.

Положения ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее – «Закон») определяют неполные и обтекаемые запреты на включение в Соглашение таких положений, которые являются пресекательными для бизнеса.

Этот популярнейший список «все тайное, становится явным» входят следующие положения, которые являются ничтожными (недействительными):

  • изменение подсудности, то есть суда, который будет рассматриваться спор между сторонами Договора (клиент / компания).

Правовые нормы, действующие на территории РФ, предполагают, что дела, возникающие из сферы защиты прав потребителей, рассматриваются по месту жительства / нахождения клиента / компании, заключения / исполнения Договора (ст. 17 Закона).

Особо предприимчивые руководители бизнеса вносят ограничивающие положения о подсудности (например: только по месту нахождения компании) тем самым, экономя время и финансы в случае возникновения спора, когда компания и потребитель находятся по разные города.

  • меньший размер неустойки по отношению к установленной законодателем.

Законодатель предусмотрел следующие размеры неустоек, которые могут применяться при неисполнении (полностью / частично) обязательств, за каждый день просрочки, но не ниже:

  • 0,5 % (ст. 23.1 Закона)
  • 1 % (ст. 23 Закона)
  • 3 % (ст. 31 Закона)

Наш предприимчивый бизнес, прекрасно понимая возможный размер финансовой ответственности, в случае нарушения обязательств, на стадии подписания Соглашения, в одностороннем порядке уменьшает размер неустойки, преследуя выгоднее для себя цели (редко от незнания).

  • штраф за отказ от дальнейшей работы по Договору.

Также один из распространенных способов нарушения прав потребителей, направленный на минимизацию ответственности бизнеса.

Согласно действующему законодательству (ст. 32 Закона), Заказчик в любой момент может отказаться от исполнения Соглашения, при условии возмещения расходов, фактически понесенных Исполнителем до момента его отказа. То есть, при поступлении такого заявления, Исполнитель должен предоставить объективно подтверждающие сведения о расходах во исполнение заключенного между Сторонами Договора.

Однако, заведомо понимая таковые риски, Исполнитель включает в условия Договора положения о штрафе при отказе от Соглашения, в процентном соотношении к сумме Договора или в фиксированной сумме.

  • приобретение одних товаров (работ, услуг) обуславливать приобретением других.

Классическое условие, которое является злоупотреблением свободой Договора, когда желание приобрести товар (работу, услугу) сопровождается обязанностью приобретения иного продукта.

Чаще всего такие положения встречаются в сфере кредитования, в том числе, ипотечного, страховании, при приобретении автотранспортных средств и т.п.

  • проведение гарантийного обслуживания обуславливается дополнительными условиями, не связанными с недостатками товара.

Достаточно частое явление, когда при приеме товара на гарантийное обслуживание или устранение недостатков работ (услуг), его проведение напрямую зависит от каких-либо условий, например: необходимость предъявления чеков, Договоров, правильность заполнения гарантийного талона и т.п.

  • указание в Соглашении на дополнительные работы (услуги), которые не требуют согласования клиента.

Классическое поведение бизнеса, когда в нарушении ст.ст. 16, 33 Закона при выполнении работ или оказания услуг выявляются дополнительные, объем и цена которых не предусмотрены и не согласованы.

Полный перечень положений, ущемляющих права потребителей мы не можем привести по объективным причинам, поскольку они носят достаточно индивидуальный характер и должны рассматриваться в каждом конкретном случае (прим. - наши услуги по оспариванию положений договора).

Ответственность

Помимо репутационных потерь, в случае освещения возникшего конфликта в сети интернет, признания условий Соглашения ничтожными (недействительными) и финансовыми потерями законодатель ввел ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 14.8 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», в виде штрафа, размер которых не велик.

Напоминаем, что представленная информация носит исключительно ознакомительный характер и не является юридической консультацией или заключением, поскольку любое применение законодательства требует тщательного и детального изучения.

Если представленная информация вызвала дополнительные вопросы, в том числе, о перечне, объеме и стоимости услуг, комментарии к ним можно получить в чате на нашем web-сайте, по телефону +7 (495) 741-84-78 или адресу электронной почты info@nobele.ru.

Источники:

Начните работать
с нами