Приобретенная по дду квартира предназначена для удовлетворения личных и семейных нужд, поэтому правоотношения с застройщиком регулируются законодательством о защите прав потребителей, специальными нормами права и гражданским законодательством.
Закон устроен так, что покупатель является наименее защищенной стороной в спорах с застройщиком, так как не является специалистом в области производства отделочных работ и не обладает познаниями в области строительных норм и правил.
Качество отделки должно являться приоритетом потребителя при приобретении квартиры, а обещания о безупречном подходе при строительстве, применяемых материалах и профессионализме строителей, необходимо воспринимать трезво.
Претензии относительно качества работ по отделке возникают в процессе приемки квартиры или в период проживания. При этом, подписал ли дольщик акт приемки-передачи, без указания недочетов, не имеет существенного значения для предъявления претензий в будущем.
Это связано с гарантийными сроками, поименованными в п.п. 5, 5.1 ст. 7 ФЗ № 214-ФЗ, устанавливающие период предъявления недостатков в отношении квартиры – 5 лет, а в отношении оборудования технического и инженерного характера – 3 года.
Соответственно, течение 5-го или 3-го срока предъявления претензий застройщику начинается с момента передачи объекта долевого строительства потребителю, является пресекательными, то есть, не подлежит увеличению или уменьшению.
Во всех проектах мы опираемся на положения заключенного между застройщиком и потребителем договора и на перечисленные в п. 2 ст. 7 указанного выше закона требования, исходя из ситуации, сводим их к:
- устранению выявленных недочетов силами и средствами застройщика;
- соразмерному уменьшению цены дду на стоимость выявленных недостатков;
- компенсации расходов покупателя на устранение недочетов.
Основываясь на своей практике, мы рекомендуем сводить все требования в денежный эквивалент, считая его самым разумным и работоспособным способом достижения результата, отметая все бесперспективные действия.
При инициации процесса мы проводим комплексный аудит имеющейся документации и обстоятельств дела, предполагаем итоговый результат, с учетом полученных сведений и проведенной нашими партнерами строительной технической экспертизы.
Проведение экспертизы является важным этапом, который мы рекомендуем не игнорировать по объективным причинам, поскольку ее результаты являются основанием для обращения в суд с целью защиты своего нарушенного права.
Помимо компенсации за выявленные недостатки, мы также предъявляем к взысканию все финансовые санкции, предусмотренных действующим законодательством РФ, в том числе:
- неустойку за несвоевременную передачи квартиры по дду (п. 2 ст. 6 ФЗ № 214-ФЗ);
- неустойку за нарушение сроков устранения недостатков или уменьшения покупной цены квартиры (п. 2 ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»);
- компенсацию морального вреда (ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»);
- штраф в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
При этом, мы руководствуемся принципом «ничего личного, просто деньги», понимая, что все издержки, прямые или косвенные убытки, включены застройщиком в цену квартиры при ее реализации покупателю.
Поэтому, мы рекомендуем не игнорировать предоставленную законом возможность получения причитающихся компенсаций в полном объеме, не оттягивать данный процесс, а действовать и достигать поставленные цели.
В свою очередь, мы окажем профессиональную правовую поддержку, реализуем проект в самые кратчайшие сроки, донесем и объясним правовые и финансовые перспективы проекта, порядок и условия работы, минимизируем финансовые и временные издержки.
Каждый должен заниматься своим делом, поэтому передача полномочий специалистам на ведение проекта обыденна. Необходимость несения издержек абсолютно логична и естественна, соответствует действующему законодательству и обычаям делового оборота.
Понесенные доверителем расходы подлежат возмещению застройщиком по итогам судебного разбирательства, на основании ст. 98 ГПК РФ, что подтверждается нашей многочисленной судебной практикой.
В завершение отметим следующее. В работу мы берем не все проекты, только экономически обоснованные для доверителя, что соответствует сложившемуся принципу нашей работы – не всякая цель оправдывает средства.