Оказание услуг или выполнение работ, как и приобретение различной продукции, направлено на удовлетворение возникающих у потребителя нужд. В отличие от большинства товаров, когда покупка ограничивается выдачей чека, при работах или услугах заключается письменный договор, оговаривающий обязательства сторон об их перечне, сроке и стоимости их оказания, что предполагает определенность прав и обязанностей сторон, заключивших его.
В противном случае, отстоять свои права в случае нарушении обязательств одной из сторон при отсутствии письменного документа будет достаточно проблематично, не говоря о мерах финансовой ответственности, выраженные во взыскание неустойки по договору оказания услуг, которая подлежит уплате в пользу потребителя. В большинстве случаев, конфликтные ситуации могут быть связаны с:
- производством строительства (домов, коттеджей и т.п.), а также ремонта (квартир, бытовой техники и т.п.);
- медицинской и образовательной сферой;
- реализацией туристского продукта;
- техническим обслуживание транспортных средств;
- иными сферами.
Избежать большинства разногласий при возникновении какого-либо спора, возможно, но на стадии обсуждения и заключения соответствующего договора.
Основания возникновения требований потребителя
Предмет любого соглашения, будь то работы или услуги, регулируются нормами закона РФ «О защите прав потребителей», положениями ГК РФ, а также правилами регулирования отдельных отраслей деятельности.
Основанием возникновения требований потребителя о взыскании неустойки, является факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, связан с:
- отказом от договора и обязательным возвратом уплаченных по нему денежных средств;
- несоблюдением срока оказания услуги (работы) (ст. 28 Закона РФ «ОЗПП»);
- исправлением обнаруженных недостатков (ст. 29 Закона РФ «ОЗПП»);
- выплатой расходов и убытков вследствие выявленных недостатков (ст. 15 ГК РФ);
- соразмерным снижением цены работы (услуги) (ст. 29 Закона РФ «ОЗПП»);
- иных ситуациях.
Таким образом, взыскание неустойки за нарушение сроков выполнения работ является действенной мерой для понуждения исполнить свои обязательства перед клиентом, соблюсти четкие сроки, при нарушении которых, заказчик вправе рассчитывать на оплату неустойки исполнителем и иных штрафных санкций в соответствии с условиями сделки.
Определение размера неустойки и допускаемые ошибки
Неустойка при допущенных нарушениях условий соглашения в соответствии со ст. 28 законодательства о защите прав потребителей, составляет 3% от общей цены заказа в полном объеме или же его части (этапа), что должно соответствовать условиям подписанного договора.
Следует учитывать, что ее размер не может быть меньше указанного процента, только больше. Однако, потенциальные исполнители намеренно нарушают положения закона, уменьшая размер неустойки или же включают нормы, противоречащие действующему законодательству. В этом случае следует оспаривать положения договора, нарушающие права потребителя.
Взыскание неустойки по услугам/работам может показаться простым делом, но в ходе его реализации потребуется учесть множество переменных, которые повлияют на конечный результат и положительный итог. Существенная часть огрехов связана с:
- неправильным определением предмета спора и толкований закона;
- ошибочным расчетом суммы неустоек и компенсаций, подлежащих взысканию;
- нарушение норм материального и процессуального права при подготовке соответствующих требований и участии в судебном процессе;
Все эти нюансы ключевым образом повлияют на итоговый результат по спорному процессу и делу в целом. Важно правильно провести предварительный анализ, учесть все возможные моменты, основания и выяснить, не является ли допущенная просрочка или нарушение следствием обстоятельств непреодолимой силы, содержание актов выполненных работ (услуг) и т.п.
Теоретически, потенциальный взыскатель вправе провести процесс самостоятельно, в особенности, если речь идет о простых договорах, не имеющих сложной, разветвленной структуры.
Но ситуация может резко выйти из-под контроля и измениться до неузнаваемости, особенно если оппонент привлечет опытного адвоката для защиты своих прав.
Стоимость услуги по взысканию неустойки за услугу или работу является приблизительной, может быть уменьшена или увеличена в зависимости от обстоятельств дела.
Более подробную информацию Вы можете узнать по телефону: +7 (495) 741-84-78 или email: info@nobele.ru.
* Все судебные издержки, включая расходы на юридические услуги подлежат возмещению стороне, в пользу которой состоялось решение суда (ст. 100 ГПК РФ).