Все работы, необходимые для удовлетворения личных и семейных нужд, в том числе, ремонт квартиры, относят к бытовому подряду, поэтому все правоотношения сторон регулируются как нормами гражданского законодательства, так и законодательством о защите прав потребителей.
Закон устроен так, что заказчик, является наименее защищенной стороной в спорах с подрядчиком, так как не является специалистом в области производства ремонтных работ и не обладает познаниями в строительных нормах и правилах.
Качество – это то, к чему должен стремиться потребитель при заключении договора подряда, но не всецело ориентироваться на их стоимость или сроки выполнения, несмотря на то, что это является немаловажной частью выбора исполнителя.
В основной своей массе, претензии относительно качества ремонта возникают в процессе производства, по окончании работ или в период гарантийного срока. Перечень выявляемых недостатков различен, но все они сводятся к ухудшению качества жизни.
В соответствии с действующим законодательством о защите прав потребителей (ст. 29), от подрядчика, допустившего некачественные работы, мы требуем:
- устранения подрядчиком недостатков его силами и за его счет;
- уменьшение цены договора на цену, необходимую для исправления недостатков;
- возмещения уже вложенных или будущих расходов на устранение недочетов.
В своей практике мы используем только денежные требования, поскольку стоять над душой, заставляя исправить недочеты на практике затруднительно, лучше сразу использовать наиболее рабочие методы. Впоследствии это сэкономит время, деньги и силы.
Во всех проектах данного вида необходимо привлечение строительно-технического специалиста для целей определения объема и стоимости недочетов, подлежащих устранению. Это требование закона и сложившихся методов доказывания.
Помимо основного требования мы реализуем и дополнительные, связанные с неустойкой, предусмотренные ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей», как за нарушение сроков выполнения работ, так и за неисполнение требований потребителя.
Мы всегда нацелены на возможность прийти к мирному соглашению, без привлечения судебного органа. Однако, большая часть подрядчиков не умеют и не хотят договариваться, побуждая инициировать судебный процесс.
Хотелось бы отметить сложность, которую несет вся работа. Она индивидуальна, зависит от позиции сторон, условий договора, глубины возникших проблем и иных обстоятельств, влияющих на исход дела в целом.
Вначале работы мы доносим до доверителя общие сведения о том, что предстоит сделать, основания, предмет, стоимость услуг и иные расходы, которые нужно понести для достижения цели. Это основополагающий наш принцип, который ведет к легкой и плодотворной работе.
Следует отметить, что все судебные расходы в соответствии гражданским процессуальным законодательством возмещаются проигравшей стороной (ст.ст. 98, 100). На практике это выглядит немного иначе – учитывается сложность дела, период его рассмотрения и иные факторы.
Поэтому, если суд удовлетворил немного меньше понесенных издержек, выгода, полученная по итогу судебного разбирательства, кратно превышает недовзысканные суммы расходов, за счет наложения на подрядчика 50 % штрафа от взысканных средств (ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»).